Эксперты «поминают» Партию реформ: почему она не сумела «выжить»

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Ieva Čīka / LETA

«Латвийское Радио 4» посвятило один из выпусков программы «Домская площадь» взлету и падению Партии реформ, которая заняла второе место на предыдущих парламентских выборах. Громкий старт сменился тихим уходом с политического олимпа. Жить ПР осталось недолго — ее депутаты на выборах в XII Сейм стартуют в списках других партий.

История ПР начиналось под вывеской «Партия реформ Затлерса» — ее преподносили в качестве новой политической силы, объявившей табу на сотрудничество с «олигархами». Партия была бурно поддержана избирателями и получила 22 места в Сейме, уступив лишь «Центру согласия». Но триумф длился недолго. Почти сразу от фракции Партии реформ в Сейме откололась группа депутатов. Затем из названия ПР исчезло имя ее основателя, экс-президента Валдиса Затлерса. А следом и сам Затлерс оставил пост председателя партии и фракции.

В своей предвыборной программе ПР поставила цель сделать Латвию страной, где людям жить хорошо и куда бы хотели вернуться

уехавшие в поисках лучшей жизни. Однако борьба за реформы оказалась для партии непосильной задачей. «Они слишком многого хотели, но мало чего достигли», — так оценивает работу депутатов ПР в Сейме политолог Ивета Кажока из Центра общественной политики Providus. Многие начинания, по ее словам, не были доведены до конца: например, процесс получения гражданства детьми неграждан стал легче, но сделать его автоматическим не удалось. Налоги оказались уменьшены, но минимально. «Осуществлению реформ помешали подковерные игры», — допускает политолог. «Все же у них не было достаточно голосов для тех реформ, которые они хотели провести. К тому же партия была собрана в течение двух месяцев, и компания оказалась очень разношерстой. Роковую же роль для ПР сыграл уход шести человек, которые, скорее всего, были засланы «Единством«. Таким образом, партия не имела альтернатив, кроме как оказаться в оппозиции или вступить в коалицию, которая существовала до начала этого года», — сказала Кажока.

«Шестерка Олштейнса» — так окрестили депутатов, покинувших ПР и изменивших численный состав ее фракции в Сейме таким образом, что коалиция с ЦС стала невозможна. Обе фракции теперь не набирали большинства голосов в Сейме. Сам Клавс Олштейнс от комментариев отказался, но Элина Силиня согласилась. По ее словам, она приняла решение об уходе из партии сама и за собой никого не звала. «Главная проблема ПР в том, что изначально они себя позиционировали как открытую и демократичную партию, привлекая в свои ряды людей с большими идеалами. На деле оказалось иначе. Власть в партии была централизована, принципов демократии в ней не наблюдалось. Поэтому люди ушли, и партия распалась. К сожалению, стремление быть у власти оказалось сильнее, чем желание реализовать изначально заявленные реформы, которые мне кажутся правильными и актуальными до сих пор», — рассказала Силиня.

«Партия реформ» запомнится как борец за открытость в госуправлении", — считает глава общественной организации Delna Гундар Янковс.

«Они шли во власть, чтобы сломать заданное направление политики и направить ее в правовое русло. Они не хотели управлять страной по-прежнему, агитировали за перемены и выступали против безнаказанности власти. Но у Партии реформ была одна большая проблема — отсутствие политического опыта. В одиночку бороться со всеми не получилось.

У «реформистов» имелись хорошие идеи, но с политическим давлением они не справились, потому и не достигли поставленных целей. Но это дисциплинировало другие партии — они уже не могли игнорировать стремление к переменам, реформам, правомерности. Им тоже пришлось делать ставку на открытость, честность, справедливость. На мой взгляд, это было начало революции, которую, я надеюсь, Сейм нового созыва продолжит», — указал Янковс.

Изначально ПР получила большой аванс доверия избирателей (свыше 20% голосов), но быстро растеряла свою популярность.

«Возможно, все было бы иначе, если бы Валдис Затлерс думал, что говорит», — отмечает социолог Айгар Фрейманис, глава агентства социальных исследований Latvijas fakti. «Была допущена невероятная ошибка самого Затлерса с точки зрения коммуникации и пиара, которая показывает, что в политике он по меньшей мере очень неосторожен. Заявление, что только танки смогут заставить его изменить свое мнение о создании коалиции с «Центром согласия», естественно, повлияло очень сильно на избирателей ПР, особенно на латышскую аудиторию. Это заявление было как удар молнией, а сама метафора — танки — ассоциативно, несомненно, вызвала у многих аналогии с 17 июня 1940 года. Это тот пример в политике, как одной фразой человек может уничтожить свою карьеру и политическую партию», — считает Фрейманис.

Оценивая работу Партии реформ в Сейме по 10-балльной системе, Ивета Кажока из Providus ставит 5 баллов за то, что реформы были начаты, но до конца не доведены. Гундар Янковс из Delna ставит 7 баллов — за благие намерения, цели и то, как партия их достигала. В свою очередь, бывший министр экономики от ПР Даниэль Павлютс сказал, что депутаты законодательной и исполнительной власти, а также министры от Партии реформ заслуживают разных оценок. Поэтому, по его словам, выводить среднюю оценку для всей ПР было бы некорректно.

Напомним,

в настоящее время Партия реформ находится в процессе роспуска,

а ее руководство в преддверии очередных парламентских выборов 4 октября вошло в списки «Единства».

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх