Премьер Латвии верит в передышку

Эвелин Калдоя
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Премьер Латвии Валдис Домбровскис.
Премьер Латвии Валдис Домбровскис. Фото: Пеэтер Ланговитс

Напряжение в обществе вызывает беспокойство, признал посетивший вчера Таллинн премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис, правительство которого готовится к сокращению бюджета, что должно дать небольшую передышку стране.


Пройдет ли намечаемое сокращение бюджета на 500 млн латов (примерно 11 млрд крон)?

Правительство уже предложило, где можно получить эти полмиллиарда. Я думаю, что в пятницу оно примет, правда, неокончательные, но все же существенные решения. После этого мы сможем начать техническую подготовку, чтобы 28 октября можно было представить бюджет парламенту.

Примерно 180 млн латов (около 4 млрд крон. - Ред.) должны появиться за счет увеличения налогов, а 320 млн (более 7 млрд крон) за счет сокращения расходов.

Вы обещали, что большая часть сокращений не затронет социального сектора. Так откуда же вы возьмете деньги?

Да, мы старались защитить социальный сектор. Из 320-миллионной суммы урезаний только 40 млн (более 880 млн крон) затронет социальную сферу. Остальное пойдет за счет основного бюджета и охватит почти все статьи общественных расходов.

В последнее время Латвии несколько раз приходилось затягивать пояс туже. Какое из этих урезаний показалось вам наиболее драматичным?

Разумеется, применяемые нами методы очень жесткие. Заплаты урезают во всех сферах, например, зарплаты полицейских и учителей сокращены примерно на 40 процентов, пенсии мы сократили на 10 процентов, а работающим пенсионерам - на 70. Уже сейчас мы сократили в публичном секторе 12 000 человек.
Мы проводим очень серьезные изменения. Только в этом году они затронут 11 процентов от ВВП.

Как, по вашему мнению, с этим справится народ Латвии?

Следует признать, что социальное напряжение в стране вызывает озабоченность. Например, мне известно, что учителя готовятся к забастовке.
Эту тему мы подняли перед нашими международными кредиторами, когда предложили, что останемся на нынешних условиях программы кредитования, которые составят в этом году 10 процентов от дефицита бюджета, а в следующем году 8,5 процента. С 500-миллионным сокращением бюджета мы реально приблизимся к 7,5-процентному бюджетному дефициту.

Если взглянуть на полученное вами наследство, то, как вы думаете, что можно было сделать по-другому, чтобы не допустить нынешнего положения?

Да есть несколько моментов, где можно было поступить иначе. Например, когда рост экономики характеризовался двузначными цифрами, правительство не сбалансировало бюджет, что привело нас к нынешним фискальным проблемам.

У нас росли кредитные обязательства, а инфляция выражалась в двузначных цифрах. Но меры по ограничению кредитования и роста инфляции были приняты с огромным запозданием.

У нас был огромный мыльный пузырь в сфере недвижимости. Сейчас цены на недвижимость составляют меньше половины от тогдашних. Теперь мы дожили до самой страшной части - прогноз на этот год говорит о спаде экономики на 18 процентов.

Ваш предшественник оставил вам в наследство договор с Международным валютным фондом (МВФ), и вам, несмотря на то, что вы соглашение не заключали, придется его выполнять. Как вы считаете, у Латвии была альтернатива?

Договор с МВФ по сравнению с его первым вариантом претерпел значительные изменения. Первая версия прогнозировала падение экономики на пять процентов. По нынешнему прогнозу, как я уже сказал, оно составит 18 процентов.

Мы изменили и цели, связанные с дефицитом бюджета - поначалу планировалось, что в нынешнем году дефицит составит пять процентов, в 2010-м тоже пять процентов и в 2011-м - три процента. Теперь дефицит должен составить 10 процентов в этом году, 8,5 процента в 2010-м, шесть процентов в 2011-м и три процента в 2012 году.
Эта программа составлена с учетом реальной экономической ситуации.

Сколько времени потребуется Латвии на восстановление?

По нынешним прогнозам, экономический рост начнется в четвертом квартале будущего года.

Исходят ли от латышей какие-нибудь инициативы, которые помогут восстановить экономику?

В ситуации, когда мы урезаем зарплаты, пенсии и инвестиции, мы не можем ждать, что оздоровление экономики будет обеспечено внутренним спросом. Только ориентированный на экспорт сектор может гарантировать рост. Мы во многом зависим от экономической ситуации в регионе.

Если учесть, что МВФ уже дважды вносил исправления в экономический прогноз региона, мы надеемся, что в нем найдется место и для скорейшего восстановления экономики Латвии.

Со своей стороны мы предлагаем экономический поощрительный пакет. Мы составили план обеспечения экспортного кредита и создали гарантии конкурентоспособности. В значительной степени перераспределили деньги из структурных фондов ЕС, выделив больше средств на предпринимательство и программы энергоэффективности.

Разумеется, больше денег из структурных фондов предоставили на решение проблем безработицы. А также приняли программу поддержки малых предприятий.
Мы очень серьезно работаем над тем, чтобы сократить бюрократический аппарат. Это та сфера, для которой кризис идет во благо, поскольку чем меньше бюрократии, тем проще решать дела.

Вы занимаете сейчас, пожалуй, один из самых сложных постов во всей Европе. Если оставить в стороне политические колебания, то, как вы думаете, сколько времени вы продержитесь на посту премьер-министра?

Хотелось бы оставаться на своем посту до следующих выборов, которые пройдут в октябре будущего года.

И вы уверены, что выдержите в такой стрессовой обстановке?

Когда будет принят бюджет, станет немного проще. Поскольку сейчас, начиная с марта, когда было образовано нынешнее правительство, мы занимаемся в основном бюджетом. Работа в этом направлении ведется постоянно. Завершим ее, и правительство получит небольшую передышку. И народ тоже.

В этом году вы не отдыхали?

Нет.

А вообще удается отдыхать?

Немного, в основном в выходные дни. Но до тех пор, пока не будет принят бюджет, мы не можем даже думать об отдыхе. Сначала были дополнительные бюджеты, теперь бюджет...




Валдис Домбровскис 


• Родился 5 августа 1971.


• 1995 окончил Рижский технический университет по специальности «экономика», затем получил степень магистра физики в Латвийском университете.


• Работал научным сотрудником в США, в Университете Мэриленда.


• С 2002 член партии «Новое время», прежде был депутатом парла­мента и министром финансов, непосредственно, перед тем, как за­нять пост главы правительства, был депутатом Европарламента.




4 МЫСЛИ


• С 500-миллионным сокращением бюджета мы реально приблизимся к 7,5-процентному бюджетному дефициту.


• У нас был огромный мыльный пузырь в сфере недвижимос­ти. Сейчас цены на недвижимость составляют меньше половины от тогдашних. Теперь мы дожи­ли до самой страшной части — прог­ноз на этот год говорит о спаде экономики на 18 процентов.


• В ситуации, когда мы урезаем зарплаты, пенсии и инвес­тиции, мы не можем ждать, что оздоровление экономики будет обеспечено внутренним спросом. Только ориентированный на экспорт сектор может гарантировать рост.


• Мы очень серьезно работаем над тем, чтобы сократить бюрократический аппарат. Это та сфера, для которой кризис идет во благо, поскольку чем меньше бюрократии, тем проще решать дела.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх