Лаар больше не претендует на пост главы IRL

Микк Салу
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
«Не очень-то приятно ощущать себя   динозавром и ждать, когда тебя вынесут вперед ногами», — сказал ветеран эстонской политики Март Лаар в ответ на вопрос, почему он больше не хочет баллотироваться  на пост председателя партии Союз Отечества и Res Publica.
«Не очень-то приятно ощущать себя динозавром и ждать, когда тебя вынесут вперед ногами», — сказал ветеран эстонской политики Март Лаар в ответ на вопрос, почему он больше не хочет баллотироваться на пост председателя партии Союз Отечества и Res Publica. Фото: Лийс Трейманн

Бывший премьер-министр, председатель Союза Отечества и Res Pub­lica (IRL) Март Лаар заявил, что никогда больше не будет баллотироваться на пост председателя партии. В ближайшие месяцы IRL предстоит найти нового лидера.



Вы больше не хотите быть председателем IRL?

Так бы я не говорил…

Скажем так, вы больше не будете баллотироваться на пост председателя?

Да, больше не буду баллотироваться на пост председателя.

Когда-нибудь в будущем вы хотели бы вновь баллотироваться на пост председателя IRL?

Нет, точно нет.

Значит, с партийной политикой покончено?

С партийной политикой покончено, но это не значит, что покончено с политикой вообще. Но этап партийной политики уже пройден.

Вы дважды становились премьер-министром. Ваше решение в какой-то степени означает, что вы больше не хотите быть премьер-министром или не видите себя больше в этой роли?

Да, не вижу. Жизнь может поставить человека в удивительные ситуации, но я их заранее не предвижу. Мне интересна должность минист­ра, работа министра обороны мне нравится.

Почему вы больше не хотите баллотироваться на пост председателя IRL?

Это решение было принято давно, окончательно оно оформилось после выборов. Мне не трудно было принять это решение, партия находится в хорошем положении. Мы получили хороший результат на выборах, вошли в правительство.

Такое решение укрепит партию. Я больше двадцати лет в партийной политике. Не очень-то приятно ощущать себя динозавром и ждать, когда тебя вынесут вперед ногами. Думаю, что пребывать в роли политических динозавров вместе с Эдгаром Сависааром нецелесообразно, в какой-то момент это пойдет не на пользу партии.

Некоторые известные члены IRL говорят о создании новой партии. Вы не собираетесь стать лидером какой-нибудь другой партии?

Нет, это абсолютно исключено. Я был и буду членом IRL и не собираюсь вступать в ряды какой-либо другой партии. Кроме того, я не вижу в своей партии никакого движения к созданию другой партии.

IRL теперь придется выбрать нового председателя. Вы поддержите кого-нибудь открыто или будете лоббировать чью-то кандидатуру скрытно?

Нет. Конечно, я должен буду голосовать, но в кампании по выборам нового лидера я не намерен участвовать никоим образом. В партии есть несколько сильных кандидатов, которые могли бы ее возглавить.

Вы неоднократно заявляли, что положение партии хорошее, и это облегчило вам принятие решения. По многим объективным критериям так оно и есть, но в последние месяцы достоянием общественности стали раздоры внутри партии.

Если бы члены партии не придерживались разных мнений, такая партия была бы обречена.

Наверняка многие скажут, что вам надоела политичес­кая борьба за власть.

Никогда не испытывал особого восторга от партийной политики, так что можно сказать, что она мне надоела.

Это абстрактный и политически корректный ответ, но дело ведь не просто в разногласиях. Когда звучат взаимные обвинения, манипулируют голосами и говорят о создании новой партии, это все же раздор.

Но это всегда сопутствует партийной политике. Кто хочет быть в партии, тот должен с этим считаться. Зачас­тую эти раздоры объясняются разногласиями, касающимися стратегии и тактики. Да и сейчас, если говорить о создании новой партии, то разговоры об этом носят неглубокий характер и объясняются скорее разным подходом и разными мнениями.

Давайте конкретно. Прозвучали обвинения, очевидно в адрес Кена-Марти Вахера и его единомышленников, что они манипулировали голосами, чтобы у IRL вдруг появились новые члены, которых никто не знал.

Теперь, по прошествии времени, никто не возьмется объяснить, что было на самом деле. Моя задача состояла в том, чтобы разрешить этот вопрос, внести поправки в устав партии, чтобы впредь не звучали упреки в манипуляции.

В то же время я убежден, что на съезде ничто не могло повлиять на результаты выборов. Они все же зависят от того, кто присутствует и кто отсутствует, кто сумеет лучше организовать своих сторонников и проделает большую работу ради своих кандидатов.

Это надо так понимать, что обвинения были безос­новательны, и Кен-Марти Вахер просто лучше поработал?

В какой-то мере так. В этих разборках я занимаю нейтральную позицию. Надеюсь, что все примут учас­тие в выборах нового председателя и смогут оценить свою поддержку.

Кто может стать новым председателем?

Воздержусь от прогнозов. Кандидатов несколько, и все они разные.

Но этот ряд не бесконечен.

Конечно, нет, но имена некоторых уже назывались.

Яака Аавиксоо, например?

Да, Яака Аавиксоо.

А Кен-Марти Вахер хочет стать председателем?

Не замечал, чтобы он к этому стремился. Впрочем, он лучше об этом знает.

Этим летом вы неоднократно подчеркивали, что во главе IRL стоите именно вы, Март Лаар.

Так оно и есть.

Но раз этот вопрос вообще возник, получается, что у общественности, некоторых членов партии есть некие подозрения, Лаар ли руководит партией. Ведь вопрос о руководстве возник неслучайно.

Тех, кто задавался таким вопросом, можно перечесть по пальцам одной руки. Я руковожу партией, и если кто-то считает иначе, то тем самым он катит бочку на кого-то другого в партии и косвенно на председателя партии.

Хорошо, вы говорите, что больше не хотите баллотироваться на пост председателя партии, но между лидером и рядовым членом партии есть несколько уровней управления, начиная от заместителя председателя…

Их я не исключаю. Буду говорить с партией, буду думать о том, где бы я мог принести партии наибольшую пользу.

Ваше решение окончательно оформилось в конце апреля.

Да. Логика простая, почему такие решения принимаются после выборов. Существует два варианта: если на выборах партия потерпела поражение, то я должен взять на себя ответственность и оставить пост.
Если же партия выступила достойно, как и было в нашем случае, нужно иное решение. Но и оно не исключает, что пойдут разговоры о расколе IRL, о том, что Лаара заставили уйти,­ что он не поладил с молодыми, с Лукасом или кем-то еще, что Лаар надоел и что он создаст новую партию.

Тем не менее, некоторые люди, которые хорошо вас знают, говорили о том, что после недавнего внутрипартийного раздора вы разозлились.

Я разозлился и очень сильно, но из-за других решений, а не из-за этого.

На кого вы разгневались?

Не стану называть поименно, но обычно злятся на своих друзей.

Это надо понимать так, что вы разозлились на Тыниса Лукаса?

Я разозлился на глупость.

Вы бы хотели стать президентом Эстонии?

Ни в коем случае. Это абсолютно не моя должность. Должность президента требует совершенно иных качеств. Думаю, что народ Эстонии не хотел бы видеть меня президентом с моими глупостями и высказываниями. Президента винят во всем, требуют от него действий, но у него нет реальных рычагов для этого. Для того чтобы они появились, нужно изменить Конституцию.

Хотели бы вы стать членом Европейской комиссии?

На этот вопрос я не могу сейчас ответить.

IRL, как вы сказали, в хорошем положении. Но, оглядываясь назад, можете ли вы сказать, что на пос­ту председателя партии вами были допущены ошибки или что-то осталось несделанным?

Трудно сказать. Стратегических ошибок мы не делали. Я вижу, что партия должна сделать, я продумал этот вопрос и буду говорить об этом на съезде.

Что необходимо сделать для того, чтобы следующий премьер-министр был из рядов IRL?

Об этом вы услышите на съезде. Это один из тех вопросов, которым должен заниматься IRL. Одно могу сказать наверняка, этим человеком не должен быть я. IRL должен обновиться и измениться.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх